Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1.     Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.     Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3.     Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

4.     В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5.     Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.     Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7.     Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.

8.     Интересуется механизмами и машинами.

9.     Инициативен в общении со сверстниками.

10.      Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11.      Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12.      Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13.      Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.      Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15.      Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.      Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.

17.      Интересуется актерской игрой.

18.      Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19.      Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20.      Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21.      Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.      Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23.      Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24.      Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25.      Хорошо поет.

26.      Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27.      Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28.      Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29.      Легко общается с детьми и взрослыми.

30.      Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31.      Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32.      Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

33.      Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34.      Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35.      В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36.      Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.      Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38.      Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39.      Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40.      Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41.      Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.      Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

43.      Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44.      Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.

45.      Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46.      Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47.      Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48.      Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49.      Часто руководит играми и занятиями других детей.

50.      Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.      Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52.      Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53.      Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54.      Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55.      Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56.      Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57.      Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.

58.      Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59.      Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60.      Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.      Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62.      Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63.      Умеет делать выводы и обобщения.

64.      Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65.      В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66.      Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67.      С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68.      Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69.      Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70.      Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71.      Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72.      Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73.      В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)

74.      Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75.      Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76.      Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77.      Любит игры драматизации.

78.      Быстро и легко осваивает компьютер.

79.      Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80.      Физически выносливее сверстников.

Методика рассчитана на выполнение основных функций:

          Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.

         Вторая функция — развивающая.Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:•интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);•творческая (2-й столбец листа ответов);•академическая (3-й столбец листа ответов);•художественно изобразительная                   (4-й столбец листа ответов);•музыкальная (5-й столбец листа ответов);•литературная (6-й столбец листа ответов);•артистическая (7-й столбец листа ответов);•техническая (8-й столбец листа ответов);•лидерская (9-й столбец листа ответов);•спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80