Я-Учитель

Школа – удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего. Здесь всегда надо торопиться, торопиться все успеть, торопиться дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое. Поэтому в этой стране творчества уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.



Когда я говорю о школе, нередко вспоминаю и свои школьные годы. В возрасте 11 лет, когда впервые пришла на урок английского языка, я вдруг четко осознала, что хочу стать учителем. Мир иностранных слов, иностранная культура, речь, традиции заворожили меня сразу. В сознании всплывают воспоминания о первой учительнице английского языка. Томительное ожидание каждого урока помнится до сих пор. Я с нетерпением ждала этой встречи! Как искусно она перевернула мой мир! Какими яркими красками расцветила мою жизнь! Сколько душевного тепла подарила! Сколько лет прошло с тех пор? А детские воспоминания до сих пор греют душу и вызывают добрую улыбку на лице, они остались, кажется, навсегда! Значит, профессия учителя ‒ это моя жизнь.

Для меня это дело ‒ источник человеческого общения, радости, чувства сопричастности к рождению личности. Это, действительно, «профессия дальнего действия», самая главная на земле, ибо предоставляет возможность прикоснуться к внутреннему миру ребенка, проследить процесс становления личности. И я в своем стремлении привить ученикам интерес к учебе, к знанию, к чему-то новому стараюсь не обмануть их ожидания и не разочаровать. Мы учимся друг у друга, «растем» и вместе раскрываем этот мир. Вот на этой мудрости и основывается, пожалуй, мое педагогическое кредо, иллюстрацией которому могут послужить слова Сократа: «Назначение учителя – помочь родиться мысли ученика».

Учитель ‒ это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Именно вместе с учениками и только так мы совершаем открытия! И я не боюсь порой показать свое незнание. Еще Л.Н. Толстой говорил: «Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь». Я стремлюсь всегда привить детям понимание важности и значимости получения знаний в жизни, учу мыслить творчески, жить правильно, учиться с интересом. В этой работе много трудностей, но суметь их преодолеть и увидеть потом результаты своего труда – великая радость. Помочь ребёнку обогатить этот мир знаниями, развить его личностные качества, которые необходимы для успешной самореализации ‒ вот моя задача как учителя. Трудно представить себе жизнь без эмоций, без искренней радости за чужой успех, без понимания того, что твои знания и твой опыт могут проложить кому-то тропинку к широкой дороге под названием жизнь!

«Детство – это цветущий мир, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был опытный, любящий поводырь», ‒ эти слова психолога, врача и философа А.И. Баркан как нельзя лучше отражают мысли об огромной ответственности учителя за судьбы детей, которых ему доверили. Время быстро летит, незаметно пролетают годы. А человек постоянно учится. Учится профессии, учится дружить, мечтать, любить, учится жить. Совершая ошибки, преодолевая жизненные трудности, мы становимся мудрее. Проходят годы, но вряд ли кто-то сможет сказать, что знает всё, что он изучил науки, освоил профессию в совершенстве. Сколько живёт человек – столько и учится, познаёт мир. И даже когда за плечами немалый опыт работы с детьми, ты всё еще продолжаешь учиться. «Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстаёт от своего времени», по словам латышского поэта, драматурга и переводчика Я. Райниса. А русский поэт Борис Левин запечатлел эту мысль немного в иной форме: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!»

Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, о своих возможностях и ценностях, в сущности, философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия ‒ одна из самых ответственных и непростых. Учитель, как никто другой, «работает» на день завтрашний. Ведь не сразу, глядя на забавных милых первоклашек, можно предугадать, кем они станут в будущем. Учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и юриста, врача и строителя, космонавта и поэта. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения. А главное ‒ своим словом и делом преподает самую трудную на свете науку ‒ быть людьми. «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком» (Ж.-Ж. Руссо).

Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, передающего определенный запас знаний, другие – некоего организатора, способствующего процессу получения образования, третьи – кого-то еще… Я же вижу педагога, воспитателя и наставника ‒ человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников. Как учитель, я не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Я согласна с высказыванием российского педагога и писателя А. Лигова: «Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей». Именно поэтому учитель и не имеет права на ошибку.

Я убеждена, что школа призвана не только давать детям знания, но и прививать маленьким гражданам добрые чувства, воспитывать активность в борьбе со злом, равнодушием, эгоизмом. Богатейшие возможности для этого есть у учителя с умным и внимательным взглядом, искренним интересом к личности ученика. С какой радостью я преподаю детям английский язык! Приобщая учащихся к национальной культуре стран изучаемого языка, я при этом учу их любить свою Родину, беречь природу, уважать старших, заботиться о своем моральном и физическом здоровье, ведь еще со времен античности известно: не для школы, а для жизни мы учимся. Современность диктует нам свои условия и правила, и каждый сдает экзамен на прочность. А экзамен этот проверка не только знаний ученика, но и мудрости преподавателя. Осуществление сегодняшнего образовательного процесса предполагает как профессиональную подготовку учителя-предметника, так и становление его как личности, способной понять, раскрыть, оценить, спрогнозировать развитие каждого ученика как индивидуальности. Преподавание английского языка – это нечто большее, нежели просто работа в школе. На мой взгляд, учитель гуманитарных предметов, а тем более иностранного языка, – это учитель-универсал, который должен не только превосходно знать язык, но и быть достаточно эрудированным, чтобы поддержать беседу на любые темы.

Быть рядом с учеником, направлять, координировать, помогать, стать старшим наставником, уважать личные достоинства каждого ученика, давать возможность самовыражения ‒ таков позитивный имидж Современного Учителя, и я стараюсь ему соответствовать. Я осознаю, что, будучи учителем, являюсь проводником между каждой маленькой личностью и большим современным миром. На своих уроках я должна быть менее активной, дабы дать возможность детям действовать. Я должна создать условия для проявления их активности. Должна направить детей к знаниям. Должна и снова должна! Сколько всего должен педагог, невозможно перечесть. Современная профессия учителя включает не только проведение уроков, но также создание огромной материальной базы: отчеты, технологические карты, программы основных и дополнительных уроков, планы работы и саморазвития, электронный журнал, разработки внеклассных мероприятий и многое-многое другое. Мы всегда торопимся сдать все вовремя, куда-то спешим! Самое главное – не забыть во всем этом многообразии видов деятельности о ребенке.
На мою педагогическую философию большое влияние оказали труды одного из основателей русской педагогики К.Д. Ушинского, который считал важным основанием педагогики формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность К.Д. Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без самостоятельной творческой деятельности, без активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна. Одной из важнейших форм деятельности, с точки зрения великого педагог, является труд. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский показывает, что труд ‒ это, прежде всего, основа материальной жизни и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития ‒ физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же, деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка. Думается, что сейчас, как никогда, становится актуальной эта концепция. В XXI веке школа должна готовить человека к свободному и творческому труду, вызывать у него «жажду серьёзного труда», формировать привычку трудиться и находить удовлетворение в этом.

Не менее близки мне и взгляды педагога на процесс воспитания. Воспитание мыслится К.Д. Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью», цель которого ‒ подготовить человека к жизни, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. При этом главную роль играет нравственное воспитание. Оно важнее, чем «наполнение головы познаниями». Воспитание, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять душу и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества, как упрямство, леность, скуку, тоску, эгоизм, карьеризм, лицемерие, праздность и др.
В связи с этим важными задачами деятельности педагога, на мой взгляд, являются формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений; развитие нравственных чувств, в частности эстетических и патриотических; воспитание навыков и привычек поведения. В воспитании важны многие составляющие: и метод убеждений, и метод упражнений, и распорядок дня, и авторитет родителей, и личность учителя, и поощрения, и благоприятная атмосфера.

Все сказанное кажется особенно актуальным и важным в сегодняшнем сложившемся положении в обществе и стране. И, пожалуй, именно следование этим принципам позволяет учителю нести «свою службу» и стараться честно выполнить свой долг – долг человека, который готовит смену нынешнему поколению, готовит тех, за кем будущее России. И это будущее должно вселять надежду и быть светлым!